1 сентября вновь открывается крупнейший банковский саммит в России – форум в Сочи.
Помимо развлекательной программы, часть приезжающих сюда банкиров помнит, что «тут еще и зал заседаний есть». И два дня активно обсуждает с представителями регуляторов пути-дорожки развития банковской системы страны в краткосрочной (ближайший деловой сезон) и долгосрочной («…на период до 2025 года») перспективе.
Как говорят в таком случае представители банковских ассоциаций, к коим последний год имею (несчастье? честь?) принадлежать и я: на таких встречах происходит взаимная коррекция позиций бизнеса и властей. «Мы сверим часы, выявим, где есть понимание, а где — противоречия», — заметил по этому поводу в недавнем интервью президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Беда лишь в том, что наши власти оставляют за собой право переводить часы вперед или назад, и по своему усмотрению. На июльской Петербургской банковской конференции (ранее носившей имя Северо-Западной) было ощущение, что власти не то, что не согласны с этими самыми «представителями банковского сообщества», но и вообще не признают даже поводов затеянных разговоров.
Гарегин Тосунян разве что в набат не бил, говоря о проблемах капитализации малых банков, о чрезмерно жестком регулировании, о том, что государственный прессинг на рынок превращает конкуренцию на поприще банкинга в фикцию. Обычно дипломатичный Дмитрий Ананьев выступал очень жестко и критично, напоминая, что объемы бегства капитала из России свидетельствуют о серьезной болезни нашего финансового рынка. Однако чиновники (за исключением Александра Турбанова) не признали даже самого наличия «поводов для беспокойства» и предпочли возносить традиционную хвалебную песнь двум главным кумирам российской банковской политики – Устойчивости и Стабильности. Вся петербургская конференция, по большому счету, свелась к известной поговорке: «я ему про Фому, а он мне — про Ерему».
И нет причин предполагать, что в Сочи Фома и Ерема друг друга услышат. Ну, там хотя бы расхождения легко микшируются обстановкой: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. А уж c коньяком и де… дендрарием — тем паче.
Так что если банкиры и чиновники и затянут дружно: «Я готов расцеловать город Сочи за то, что свел меня с тобой», то к схождению их позиций данный текст едва ли будет иметь отношение. И только глава АСВ, вероятно, опять внесет диссонанс в ту замечательную ассиметрию, которая складывается в этих позициях.
Впрочем, а есть ли ассиметрия? Целый год банковские ассоциации наперебой и даже с определенной соревновательностью бились над планкой собственного капитала. И убедили-таки миллиард на «ценнике» не писать. Достигли компромисса в 300 миллионов рублей. Пробил свою идею и Анатолий Аксаков — создание фонда капитализации малых банков, который (по замыслу) должен входить инвестициями в капитал недотягивающих до 300 миллиардов рублей кредитных учреждений. Казалось бы, именно это нужно малым банкам, в этом — их главная беда и головная боль. Полноте?
В разгар сей «битвы за капитал» портал Bankir.Ru контактировал с одним банкиром, типичным представителем этого самого обижаемого класса малых банков. У него искренне горели глаза, он красиво говорил о желании продолжать работать в банковском деле, стучал себя в грудь. Мы растрогались, предоставили ему трибуну: выступить, объяснить свою позицию, показать преданность банковскому делу. Выступил, показал. А через год выяснилось, что банчок тихой сапой продан некоему «западному» инвестору. Сам же банкир явился в офис Bankir.Ru ещё с одной гениальной идей: «Давайте я возглавлю ваш портал, красиво его «упакую» — и продадим!» И искренне удивился, узнав, что иногда люди делают дело не только ради того, чтобы его подороже «толкнуть»…
У меня в связи с этим почему-то напрочь исчезло желание ругать и критиковать регуляторов за их небрежение интересами «представителей банковского сообщества». Потому как ломать копья и биться в кровь за интересы таких «купи-продай» — и пошло, и противно. Мы думали, что сражаемся за право человека продолжать свое дело. Оказалось — просто создавали фон для «купи-продая», который готов и нас до кучи «продать» с потрохами. В этом и заключаются подлинные интересы российского банкинга?
…Разумеется, банки, как и людей, нельзя стричь под одну гребёнку. И всё же, когда регулятор в очередной раз будет «плющить» малые банки, — я его уже пойму: далеко не за каждый банк стоит сражаться.
Что же касается встречи в Сочи… Там есть пляж, яхты и дельфины. С ними, вне всякого сомнения, время пройдет не без пользы — как в краткосрочной перспективе, так и на период да 2025 года…
P.S. Колонка написана для журнала «Банки и деловой мир».